Ширина колеи — в железнодорожном транспорте, — расстояние между внутренними гранями головок рельсов.

В силу различных причин ширина колеи на разных железных дорогах в разных странах мира различна. Это создает определенные препятствия для транспортировки грузов и перевозки пассажиров по железным дорогам, имеющим разную ширину колеи.

Для преодоления этого используются:

перегрузка грузов (пересадка пассажиров) из подвижного состава, предназначенного для использования на железных дорогах одной колеи в вагоны другой колеи; перестановка вагонов на вагонные тележки, предназначенные для движения по определенной колее. технология автоматического изменения ширины колеи, предложенная испанской компанией Talgo (англ.)[1].

В этих целях, на стыковочных пунктах, а часто и на многие десятки километров в обе стороны могут соседствовать железнодорожные пути с разной шириной колеи, либо совмещенные разноколейные железнодорожные пути.

Колея железных дорог России, СНГ и…

Колея Стефенсона

Во многих странах Европы, в Китае и США размер железнодорожной коли составляет 4 фута и 8,5 дюймов, то есть 1435 мм. Такая ширина была принята инженером Джорджем Стефенсоном для постройки первой пассажирской железнодорожной линии из Ливерпуля в Манчестер. На тот момент такая ширина путей была самой узкой из всех существующих.

Стефенсон не случайно остановился на ширине 1435 мм — она соответствовала расстоянию между колесами римских колесниц, а впоследствии и дилижансов. Ну а первый английский паровоз, как известно, построили именно по ширине дилижанса.

Чуть позже по проекту инженера Бринеля была построена железная дорога шириной 2135 мм. Считалось, что такое расстояние создаст условия для увеличения скорости паровоза. По всей Европе началась настоящая чехарда, связанная с колеями разной ширины, а паровозы стали ходить нерегулярно. В результате в 1846 году парламент Великобритании издал указ, обязующий всех владельцев железных дорог перешить колеи…

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЕИ

Ширина колеи – расстояние между внутренними гранями головок рельсов (из Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).

Задумывался ли кто-нибудь из путешествующих по железной дороге о том, по какой, собственно, колее поедет поезд, в который они садятся? Много ли из нежелезнодорожников знают размер колеи у нас в стране или в других странах?

Вот небольшой экскурс в историю развития железнодорожной колеи.

С середины XIX века наступает особенно быстрый рост мировой железнодорожной сети (1850 г. – 38 тыс. км, I860 г. – 108 тыс. км, 1870 г. – 208 тыс. км), сопровождающийся небывалым усилением влияния железнодорожных компаний. Несколько гигантских компаний, исходя из собственных интересов (повышение эффективности работы дорог), приступили к унификации основных элементов пути. На этом настаивали и металлургические заводы, тесно связанные с железнодорожными компаниями. Здесь можно проследить непосредственную…

http://www.vilaris.com/ru/terminal/history.php

Историческая справка
Тот, кто хоть раз пересекал на поезде европейскую границу наверняка удивлялся, зачем поездам меняют колеса, или же приходится пересаживаться в другие — «европейские» — поезда?
Оказывается, причина только в том, что в Европе железнодорожные колеи чуть уже, чем на территории бывшего СССР, и не все модели поездов могут по ним ходить. Интересно, почему так вышло, что наши, «отечественные» железнодорожные пути шире, чем европейские?

Колея по Стефенсону
На самом деле, вопрос о ширине железнодорожной колеи имеет свою историю, часто пересекающуюся с историей человечества.
Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии). Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой…

Тот, кто хоть раз пересекал на поезде европейскую границу наверняка удивлялся, зачем поездам меняют колеса, или же приходится пересаживаться в другие — «европейские» — поезда?
Оказывается, причина только в том, что в Европе железнодорожные колеи чуть уже, чем на территории бывшего СССР, и не все модели поездов могут по ним ходить. Интересно, почему так вышло, что наши, «отечественные» железнодорожные пути шире, чем европейские?

Колея по Стефенсону

На самом деле, вопрос о ширине железнодорожной колеи имеет свою историю, часто пересекающуюся с историей человечества.
Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии). Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой пассажирской железнодорожной линии Ливерпуль — Манчестер инженером Джорджем…

Популярный ответ гласит: расстояние между рельсами в России было рассчитано инженерами как оптимальное исходя из габарита и веса потенциальных грузов, в Европе же рельсы были проложены по тележным колеям, оставшимся со времён древних римлян, расстояние между колёс у которых было стандартным исходя из размеров двух лошадиных задов. И главное: расстояние между рельсами умышленно сделали отличным от европейского из оборонных соображений – чтобы не дать потенциальным захватчикам использовать свои эшелоны на нашей территории.

На самом деле всё обстояло несколько иначе…

С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи, позже — СССР и Финляндии, а впоследствии и Монголии, была выбрана ширина колеи 1524 мм. С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличения стабильности пути при эксплуатации грузовых поездов, повышения их скорости движения без модернизации самого подвижного состава….

Публикации — Железнодорожный транспорт

«Китайская» колея в России

Как сообщают российские СМИ со ссылкой на СМИ КНР, на территории РФ впервые появится железная дорога с «китайской» шириной колеи, которая предоставит лучшие условия доступа китайских предприятий на российский рынок. По словам российских чиновников, это небольшой участок железной дороги, который проляжет в российский порт Зарубино, расположенный на Дальнем Востоке РФ.

25 апреля «Независимая газета» сообщила, что для демонстрации заинтересованности в сотрудничестве Москва сделает шаг навстречу Пекину. Минвостокразвития предлагает проложить участок железной дороги на территории России не с российским стандартом колеи, а с международным стандартом, использующимся в КНР.

По сообщениям китайских СМИ, планируемая железная дорога должна объединить северо-восточный китайский город Хуньчунь и российский порт Зарубино в Приморском крае. По словам генсекретаря Китайской ассоциации по развитию…