Автобус очень похож на грязного, обремененного заботами слона. Покачиваясь всем корпусом направо и налево, медленно выходит он из сарая, оставляя широкие следы от колес.
Газета «Минский листок» 1913 год

Что касается появления на улицах городов самых настоящих автобусов, то с этим в исследуемый период истории (до 1917 года) было много возни. Одними из первых мест в России, где появился автобус, были города и курорты Черноморского побережья. В 1899 году купец Кошаниану из небольшого кавказского городка Шуша купил в Париже омнибус, который прибыл в сопровождении французского кондуктора, и возил пассажиров, к «великому восхищению жителей».

Первые известные сведения о желании организовать омнибусное сообщение датируются 1896 годом. Подполковник Зубковский при поддержке почетного гражданина Волкова подал в Городскую управу ходатайство о разрешении пустить «экипажи с бензиновыми двигателями по двум направлениям». Дума гражданину Волкову отказала, как позже игнорировала и другие…

Как известно, великий детектив-консультант не жаловал омнибусы в качестве средства передвижения по Лондону, предпочитая ему кэбы. Однако этот вид транспорта часто использовался его клиентами, поэтому будет неправильным обойти омнибусы своим вниманием.

Первые городские общественные кареты, ходившие по постоянным маршрутам через более-менее постоянные интервалы, впервые были пущены в Париже в 1662 году при Людовике XIV. Они вмещали восемь пассажиров, а проезд стоил 5 су. Однако к 1677 году предприятие заглохло. Затем попытка была повторена в Берлине: в 1739 г. был открыт маршрут, обслуживавшийся так называемыми на пять посадочных мест. Сперва проезд стоил 4 гроша, затем к 1769 г. вырос до 36 грошей, и в 1794 году маршрут был закрыт. В 1819 в Париже вновь была предпринята недолгая попытка устроения городского общественного транспорта, затем в 1827 году француз Жак Лаффит открыл несколько маршрутов в Нанте. Именно он выдумал термин «омнибус» (в переводе с латинского — «для…

Одной из самых распространенных жалоб водителей омнибусов и кондукторов было то, что у них нет времени сходить в трактир и вообще куда-нибудь, чтобы развлечься, а если и появлялось время, то сильная усталость не позволяла им куда-то идти. «Водитель омнибуса даже не имеет времени, чтобы найти себе жену», — сетовал один из них. «Любая лошадь в наших конюшнях через каждые четыре дня работы день отдыхает; но у водителя таких дней нет. Это тяжелая работа, у меня бывает только несколько минут передышки, только в каждое второе воскресенье мне дают два часа на отдых». «Я никогда не могу пойти в трактир, — утверждал один из кондукторов. — Я просил один день выходной, но мне отказали… Я совсем не знаю, что происходит в мире, настолько я занят. Мы узнаем новости только из разговоров пассажиров. Я теперь не читаю газеты, хотя раньше любил это делать. Если у меня выдается пара свободных минут, я предпочитаю поспать. Как-то раз я чуть не упал со ступенек омнибуса, потому что уснул».

Во…

Внутри омнибуса

Омнибус — многоместная пассажирская карета на конной тяге, двигающаяся по расписанию и определенному маршруту внутри городов. Считается, что «отцом» омнибуса (лат. omnibus — для всех) был выдающийся французский математик и физик Блез Паскаль. Мысль о создании общественного городского транспорта, доступного многим (цена поездки 5 су), он высказал герцогу де Роаннецу, и тот 18 марта запустил в Париже первый маршрут (Википедия). Идея, впрочем, не привилась и была подхвачена обществом лишь полтора века спустя.

Первые омнибусы

Манчестер, 1824 год Нант, 1826 Лондон, 1829 Нью-Йорк, 1829 Филадельфия, 1830 Бордо, 1832 Лион, 1832 Бостон, 1832 Балтимор, 1844

Омнибус везла пара, иногда тройка, лошадей, мест в нем было обычно 12-16, пытались создать 22-местный, но лошадям оказалось тащить такую тяжесть не под силу. Сидения располагались вдоль омнибуса, то есть пассажиры ехали боком к движению. Рабочее место кондуктора омнибуса находилось сзади, там…

Омнибус, модель 1880 года.

Egley, 1859. Омнибус — вид внутри. По-моему, очень похоже на маршрутку, только надписей прикольных нет. А как на ваш взгляд?

То же самое, только в кошачьем варианте 🙂 Художник Susan Herbert.

James Pollard «Kidd’s Omnibus to Turnham Green at the Angel Inn»

Основоположником системы омнибусов стал Джордж Шиллибер 4 июля 1829 года. Первый маршрут начинался в пригороде Пэддингтона, проходил через Реджентс Парк и заканчивался в Сити. Все путешествие длиною в 5 миль занимало 1 час. В 1830х годах у Шиллибера появилась конкуренция, водители омнибусов стали отчаянно сражаться за клиентов и часто скакали наперегонки, чтобы первыми приехать к людному месту.

Классовая система доминировала викторианское общество и отражалась даже на транспорте. Так, в поездах были вагоны для первого, второго и третьего класса, в метро — для двух классов вместо трех. На этом фоне омнибусы выглядят довольно демократичным…

„Прадедушка” рижского автобуса

Первые сведения о Рижских омнибусах (многоместный конный экипаж – с латинского „для всех”) можно найти в газете „Ригаше Цейтунг”, выходящей на немецком языке. В номере от 1 марта 1852 года было опубликовано следующее объявление: „В первых числах текущего месяца с разрешения начальства начнут свои регулярные поездки два омнибусных вагона”.
Если предшественником электрического трамвая была конка, то омнибус называют прадедушкой автобуса.
Днём 7 марта 1852 года два омнибуса были выставлены на публичное обозрение.
Омнибусы выглядели очень эффектно: до половины были выкрашены в блестящий чёрный цвет, а выше, после железной продольной полосы – в ярко синий. Десяток окон были зашторены алыми симпатичными занавесками. Рассчитанные на 11 мест экипажи казались вполне просторными. Вдобавок, как писал очевидец, были они запряжены „парой недурных лошадей”.
В тот же день, после…

Прадедушка рижского автобуса

13.01.2015 // Фото: www.rigacv.lv

В приложении к газете «Ригаше Цейтунг» 1 марта 1852 г. появилось сенсационное объявление: “в первых числах текущего месяца начнут с разрешения начальства свои регулярные поездки два омнибусных вагона”.

Из этого объявления рижане узнали, что отправительной станцией для омнибуса явится “двинский рынок, неподалеку от моста”, а доезжать они будут до “начала шоссе на Санкт-Петербургском форштадте” (т.е. где теперь высится новая Гертрудинская церковь), причем стоимость проезда пассажирам туда или обратно устанавливается в “10 коп. серебром”.

Через неделю, в пятницу 7 марта, перед обедом оба обещанных вагона оказались выставленными для публичного обозрения на Купеческой улице, перед зданием ратуши. По рассказу очевидца, к полудню Купеческая улица и впадающие в нее все улицы и переулки были запружены любопытными, внимательно рассматривавшими две необычной величины новые кареты, рассчитанные на 11…