Бронированые аэросани НКЛ-26 во Второй мировой войне

Аэроса ни — самоходные сани, снабженные двигателем с толкающим воздушным винтом (пропеллером), который приводится в действие двигателем внутреннего сгорания. Это транспортное средство, предназначенное для передвижения по снегу и льду. Скорость аэросаней, в зависимости от мощности двигателя, — от 25 до 140 км/час. Аэросани имеют шасси, состоящие из 3 или 4 лыж. Аэроглиссеры ошибочно относят к аэросаням, так как определение «аэросани» предполагает основную среду передвижения — суша (снег, лёд, замёрзшая поверхность водоёмов), а глиссеры являются судами и предназначены для передвижения по воде.

История

АЭРОСАНИ РФ-8-ГАЗ-98 были меньшей моделью (с автомобильным двигателем)

Зарождение

1903 год стал датой рождения аэросаней, получивших впоследствии весьма широкое распространение. А в 1905 году журнал «Воздухоплаватель», назвал их «санями с воздушным винтом для передвижения по снегу», автор…

сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые А. в России были построены в 1908 на московской фабрике «Дукс». Несколько типов А. было создано А. С. Кузиным и др. Небольшая серия А., выпущенных в 1915—16 автомобильным заводом Всероссийского земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919—32 при участии видных советских учёных и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан ряд типов А. (АНТ — конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС — А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ — Н. Р. Бриллинга, БЕКА — Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина), которые прошли практическую проверку в испытательных пробегах. Лучшие из них применялись в народном хозяйстве и Советской Армии вплоть до 40—50-х гг. Распространение получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. В период Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые —…

Удивительные находки можно обнаружить в архивных фондах. Одна из них — уникальная фотография инженера А.Н. Туполева, конструктора металлических аэросаней ЦАГИ, прошедших в пробеге 1927 года 2240 километров. Это был не простой пробег — это было соревнование, в котором участвовали несколько машин, построенных разными КБ. Во время этого соревнования едва не случилась беда — Туполев мог погибнуть в ледовой полынье.

Андрей Николаевич Туполев, работавший в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), искал новые материалы, которые могли облегчить вес самолета. Ученый предложил использовать вместо дерева новый сплав — дюралюминий (его тогда называли его кольчугалюминий в честь Кольчугинского металлургического завода). Но в это время находилось немало противников новых методов. Чтобы доказать скорейшую необходимость перехода на постройку самолетов из дюралюминия, Туполев решил на практике показать перспективность своего направления в развитии авиации. Ученому-изобретателю помог в…

России, большая часть которой в течение многих месяцев года, особенно в ее северных малообжитых районах, находящихся в условиях хронического бездорожья, всегда был необходим санный транспорт, способный практически без ограничений двигаться по снегу. Многие века эта проблема решалась за счет санных транспортных средств на конной тяге. С появлением двигателя внутреннего сгорания начались работы по созданию моторизованного транспорта, способного преодолевать безграничные российские просторы, покрытые снегами. Одним из направлений в решении этой проблемы стало создание отечественных аэросаней, в создании которых Россия на протяжении прошлого века занимала ведущие позиции в мире.

К практическому решению проблемы создания подобного транспортного средства в нашей стране приступили в начале ХХ века. В 1904 году С.С. Неждановским был предложен проект аэросаней, так называемого «лыжного автомобиля», основная схема которого на долгие годы стала фундаментальной для создания плеяды…

Сам мотор, девятицилиндровый звездообразный поршневой, уже опробованный на «Севере-2», но значительно модернизированный и получивший индекс АИ-14РС (буква С как раз обозначает принадлежность к проекту аэросаней) установлен в верхней задней части кузова и приводит во вращение воздушный трехлопастной винт АВ-79, имеющий диаметр 2,7 метра. Мощность мотора составляла 260 л.с. при 2 450 об/мин и позволяла разогнаться до 140 км/ч.

Заимствованных у автомобилей узлов по минимуму — в различных источниках указывается лишь рулевой механизм (рулевая колонка, редуктор, сошка, тяги) от ЗИЛ-130, он был выбран по причине высокой надежности. В кабине — обычный руль, приборы, панель управления винтомоторной установкой и электрощит. Изнутри стены обшиты тепло- и шумоизоляцией с декоративным покрытием.

Конструкция получилась удачной: машина была быстрее предыдущего варианта, устойчивее, надежнее и могла перевозить более объемный и тяжелый…

Аэросани — это самоходные сани, в устройство которых входит двигатель внутреннего сгорания и воздушный винт – пропеллер. Транспортное средство предназначается для езды по снежным и скользким дорогам. Скорость таких саней может достигать до 140 км/ч, в зависимости от мощности мотора. В конструкцию аэросаней входит шасси, состоящее из трех или четырех лыж. Данный тип саней можно легко сделать своими руками.

Главным преимуществом данного средства передвижения перед снегоходами являются скоростные характеристики. Также, при наличии кабины и хорошей подвески, уровень комфорта в санях практически не отличается от условий в автомобиле. Аэросани имеют очень простую конструкцию, сделать их можно самостоятельно. Для этого требуется двигатель, например, от мотоцикла «Юпитер», материалы для корпуса и всего три деревянные лыжи.

Изготовление простых саней своими руками

Прежде всего, необходимо изготовить корпус из деревянных брусьев, которые нужно обшить фанерой, закрепить…

Аэросани — необычный транспорт, который прославил Кемеровскую область. Уникальная разработка кузбассовцев — новая разновидность болотохода. Разработчик Михаил Минаев показал «Русской планете» инновационное производство и рассказал, как он готовится к экспедиции на Северный полюс. 13 ноября 2014 года «Аэросани» завоевали высшую награду на региональном конкурсе качества в рамках программы «100 лучших товаров России».

Рокот винтов почти не слышен: у кабины под алюминиевыми листами — толстый слой изоляции. А скорость ощущается. У этих санок есть спидометр, и его стрелка подбирается к отметке 130 км/ч. Снежная гладь сливается в белое полотно, на котором уже не заметны отдельные кочки и овраги. Только лес маячит впереди. Горизонт чуть покачивается.

— А где тормоза? — интересуюсь на всякий случай, радуясь, что у пассажирского кресла имеется ремень безопасности.

— Нет тормозов. Тормоза конструкцией не предусмотрены, — отвечает пилот, показывая под ноги. Педаль газа —…

Принято считать, что основным средством передвижения на северном побережье являются лодки. Да, конечно, лодки – достаточно распространены, но не настолько, чтобы являться преобладающим транспортом крайнего севера.

Во-первых, море – слишком нестабильная стихия, полагаться на него нельзя. Выехав на рыбалку, никогда не знаешь, когда вернешься – штормить может от нескольких дней, до недели, и больше. Во-вторых, ходить на лодке — довольно опасно. Да и не факт, что доберешься быстрей, чем по земле. Ну и в третьих, море открыто лишь несколько месяцев в году. Зимой, ранней весной и поздней осенью ходить по нему не получится.

Лодки выбирают лишь тогда, когда другие средства передвижения не помогут. Например, в том случае, если летом надо добраться до противоположного берега губы или какого-то острова. Также лодки нужны в том случае, если по суше к нужному месту не доехать из-за сложного рельефа или характера грунта.

Вообще, если забыть о лодках, то основными частными средствами…

Россия страна снежная. Это создаёт большие трудности для одних видов транспорта, но создаёт преимущества другим. Один из этих видов – аэросани, которые с успехом используются и в мирной жизни и на войне…

Зима 1941/42 годов была очень снежной. Это создало предпосылки к использованию аэросаней в самых разных целях. Способность к быстрому передвижению по глубокому снегу трудно переоценить. Немцы сосредотачивали внимание на дорогах, но аэросани в них не нуждаются, поэтому рейды по тылам врага “в исполнении” аэросанных батальонов имели не малый успех. Аэросани применялись для связи, разведки, доставки грузов, охраны стратегических объектов.

Одной из машин хорошо проявивших себя в этих снежно-зимних условиях были аэросани РФ-8-ГАЗ-98 созданные в ОКБ Наркомречфлота под руководством главного конструктора М.В.Веселовского. Это была лёгкая двухместная машина, достаточно простая в производстве и эксплуатации. Главной особенностью этих аэросаней по сравнению с другими находящимися…

Аэросани своими руками можно изготовить достаточно просто. Обусловлено это тем, что конструкция не имеет сложной трансмиссии, сцепления, колес, а также гидравлических тормозов. Использовать такое оборудование можно даже в сложных условиях дорог, где непросто пройти даже гусеничному трактору. Высокая эффективность установки и значительная скорость прохождения сделали данный вид самодельного транспорта одним из самых распространенных.

Основание для конструкции аэросаней

В качестве основания конструкции выступает днищевая рама, выполненная в виде плоской панели. Ее предстоит самостоятельно изготовить из сосновых брусков-лонжеронов, пенопластового заполнения, деревянных поперечин, а также прочной обшивки, изготовленной из фанерного полотна. Подобная панель имеет высокие качественные характеристики, выраженные в незначительном весе и высокой жесткости, кроме того, полотно демонстрирует изгиб на кручение, но при этом имеет совсем незначительную толщину.

Боевые аэросани НКЛ-26 в наступлении.

Сотни боевых и транспортных операций провели за годы войны аэросанные батальоны. Чрезвычайно широкой оказалась сфера их использования на фронтах. Высокие скорости движения и прекрасная проходимость по снежной целине обеспечивали боевым аэросаням неожиданность появления в местах расположения противника, привязанного, как правило, к дорогам и населенным пунктам, молниеносность проведения операций и мгновенный отход после их завершения.

В таких случаях за боевыми следовали, как правило, десантные аэросани с подразделениями лыжников. Налеты группами производились на линии фронта и в тылу противника. Десанты уничтожали тыловые гарнизоны и опорные пункты, расстраивали движение к фронту вражеских обозов с продовольствием и боеприпасами.

В начале 1942 года гитлеровская армия была отброшена от ближних подступов к Москве. Особенно ожесточенно сопротивлялись враги на участке фронта, где им противостояла 16-я армия, которой командовал…

Аэроса ни — самоходные сани, снабжённые двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером). Это транспортное средство предназначено для передвижения по снегу и льду. Скорость аэросаней, в зависимости от мощности двигателя, — от 25 до 140 км/ч. Аэросани имеют шасси, состоящие из 3 или 4 лыж. Аэроглиссеры ошибочно относят к аэросаням, так как определение «аэросани» предполагает основную среду передвижения — суша (снег, лёд, замёрзшая поверхность водоёмов), а глиссеры являются судами и предназначены для передвижения по воде.

История

Зарождение

1903 год стал датой рождения аэросаней, получивших впоследствии весьма широкое распространение. А в 1905 году журнал «Воздухоплаватель», назвал их «санями с воздушным винтом для передвижения по снегу», автор конструкции — инженер Сергей Сергеевич Неждановский.

Первая модель представляла собой легкие сани, на которых устанавливался двигатель внутреннего сгорания с аэродинамическим…

История появления аэросаней амфибия Патруль Как появились Аэросани-амфибия?

Современные аэросани «Патруль» появились в привычном нам виде относительно недавно. Их созданию предшествовала длительная работа. Как выглядели первые аэросани? Когда они появились? И как давно такой вид транспорта получил широкое распространение в России?

Появление первых аэросаней

Период массового применения первых аэросаней выпал на военное время, 1941–1942 годы. Это была морозная и снежная зима. В экстренном порядке создавались аэросанные подразделения, действовавшие в районе Старой Руссы, на Северо-Западном фронте и в Подмосковье.

Такой транспорт был мобильным и маневренным. Сани неожиданно появлялись в самых различных местах, приводя противника в замешательство и панику. Они легко преодолевали большие сугробы в условиях бездорожья и оперативно подвозили новых солдат.

Аэросани конструктора Веселовского

Отдельной страницей биографии Советской Армии стали…

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Аэроса ни — самоходные сани, снабжённые двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером). Это транспортное средство предназначено для передвижения по снегу и льду. Скорость аэросаней, в зависимости от мощности двигателя, — от 25 до 140 км/ч. Аэросани имеют шасси, состоящие из 3 или 4 лыж. Аэроглиссеры ошибочно относят к аэросаням, так как определение «аэросани» предполагает основную среду передвижения — суша (снег, лёд, замёрзшая поверхность водоёмов), а глиссеры являются судами и предназначены для передвижения по воде.

История

Зарождение

1903 год стал датой рождения аэросаней, получивших впоследствии весьма широкое распространение. А в 1905 году журнал «Воздухоплаватель», назвал их «санями с воздушным винтом для передвижения по снегу», автор конструкции — инженер Сергей Сергеевич Неждановский.

Первая модель представляла собой легкие сани, на которых устанавливался…

На лыжах с пропеллером

Аэросани как гибрид саней и самолета — типичное для русской инженерной мысли изобретение

Со времен Рюриковичей и до самого XX века основными средствами передвижения на Руси были только телега, лодка да сани. Но на телеге и даже на карете по дорогам тех времен было не разогнаться, в лодке без мотора ни на реке, ни на озере особенно тоже не разгонишься, зато с приходом зимы — а у нас она бывала длинной — сани могли лихо лететь и по укрытому снегом полю, и по ледяному покрову водоемов.

Их скорость ограничивалась лишь одним — насколько быстро могли бежать запряженные в них кони. Так, знаменитая русская тройка на санном ходу могла разгоняться до 45–50 км/ч! Далеко не все автомобили и автобусы первой половины XX века выжимали столько на зимнем проселке — не говоря о том, чтобы проехать сквозь сугробы или по льду.

Сани, а точнее саночки, были и любимым детским развлечением. Ведь на них можно было весело съезжать с пригорка! Они имели только…